Вопрос-ответ - Задать Вопрос

Как правильно переводится название села Чермалык на греческий?

  • 04 декабря 2011, 19:22

Село Чермалык (так по-татарски именуется «вьющаяся трава» — ломонос) (с 1946 г. — село Зажиточное, с 1972 г. — Заможное, с 2000 г. — вновь Чермалык) основано в июле 1780 г. переселенцами из крымских сёл Чермалык, Шелень, Капсихора, Ай-Ланма.Расположено на правом берегу р.Кальмиус в 30-35 км на северо-востоке от г.Мариуполя.В 1783 г. число дворов в Чермалыке составляло 47, в 1926 г. численность населения составляла 3594 человека, из них греков — 3445, других национальностей — 149 человек. В 1994 г. всего населения в селе — 2250 человек, в том числе: греков — 1264, украинцев — 537, русских — 418.В 1844 г. на средства прихожан в центре села построена двухкупольная каменная церковь Святого Ильи. Церковь была украшением села, окружена красивой железной оградой, вдоль которой были посажены деревья. По архитектуре ей не было равных. Это была двухкупольная церковь, главный купол имел высоту свыше 30 метров. Здесь же помещалась звонарня с 5-ю колоколами разных размеров. Церковь украшали колонны и ступени со всех сторон здания. В 1930 г. кресты и колокола были сняты, а в 1937-19389 гг. церковь была разрушена. В настоящее время в селе имеется небольшая церковь в здании бывшей церковной школы. В 1874 г. в Чермалыке открывается земское двухклассное училище, а в 1887 г. — школа, носящая название «Одноклассное Министерское училище». По данным за 1908 г. в селе также числится церковно-приходская школа. После 1922 г. в селе работали две школы: одна — начальная (бывшая земская) и вторая — семилетка (бывшая министерская). С 1926 г. в селе работает единая, в последствии — средняя школа.После 1906 года начинают отделяться хутора: Келлеровка, Степановка, с 1921 года — Кирилловка и с 1928 года- Фёдоровка («чапо-хума»). Выходцы из Чермалыка основали Келлеровку — 582 человека, домов — 107; Кирилловку — 13 домов; Степановку — 271 человек, домов — 50. Все они относились к Чермалыкскому Совету. После 1929 г. ими основано также село Фёдоровка. Всего по Чермалыкскому Совету было населения — 4657, греков — 4362, других национальностей — 295 человек.Село, будучи местом компактного проживания греков, способствует сохранению местного греческого диалекта, греческих традиций и культуры. Живя на новом месте, греки поддерживали связь с Крымом. Они сохранили многие национально-культурные особенности: язык, музыку, одежду, обычаи, обряды, пищу — всё это несло на себе отпечаток далёкой и близкой истории. Здесь систематически отмечается день Святого Ильи (2-го августа) — покровителя жителей села.

Откуда произошло название города Мариуполя?

  • 30 октября 2010, 13:58

Название Мариуполя происходит из названия крымского гречес­кого поселения Мариямполь-Мариенполь-Марьино-Маирум под Бах­чисараем, где располагался Успенский скит — резиденция митропо­лита Готфийско-Кефайской епархии (отличие от Мариенполя-Павлограда-на-Солоной).

Где жили греки-христиане с весны 1779 г. до лета 1780 г.?

  • 15 сентября 2010, 16:10

Наступила весна 1779 г., а христиане все продолжали жить на старых временных зимних квартирах. Азовская губернская канце­лярия вела активную работу по расселению греков в Мариенполь-ском, Волководском, Торском уездах, между реками Бык и Волчья.

Однако христиане не соглашались и требовали места, указанные в их «Постановлении» от 16 июля, т.е. между реками Днепром, Сама­рой и Орелью, или в Екатеринославском уезде. Но эти места были уже заселены и выполнить требования христиан не представлялось возможным. В апреле 1779 г. дело дошло до того, что Азовский губернский товарищ Гарсеванов просил у губернатора Черткова разрешения на применение воинских частей против греков, кото­рые, отправившись из зимних квартир, дошли до Матвеевки (ныне г. Павлограда) и не захотели идти дальше на выделенные им места.

Для этого также были направлены 2 гусарских эскадрона. Но раз­решения на применение силы от Потемкина не последовало. Этот инцидент отказа греков от поселения на выделяемых для них зем­лях авторы некоторых статей и считают восстанием греков [18].

После лета 1779 г. последовал ордер Потемкина Черткову от 29 сентября, в соответствии с которым на зиму 1779-1780 гг. часть христиан оставалась на старых квартирах, другие же, уже покинув­шие эти квартиры, переводились в Торский уезд, в города Тор, Маяки и Райгородок.

На указанных местах христиане жили до указа по Азовской губернской канцелярии от 24 марта 1780 г., который, реализуя ордер Потемкина от 29 сентября 1779 г., окончательно определил время переселения греков в Мариупольский уезд.

Добровольным или принудительным было переселение хри­стиан?

  • 15 сентября 2010, 16:09

Конечно, многие христиане не желали менять свою жизнь, хотя и не сладкую, на неизвестную. А зажиточные из них,- а такие были, они имели свои производства и даже поместья,- выступали против переселения. Тем не менее, благодаря длительной агитации духо­венства, которое в переселении в единоверную Россию видело из­бавление христиан от магометанского ига, многие христиане реши­лись на переселение. Агитация эта длилась долго. Долго шли пере­говоры Суворова и Константинова с митрополитом Игнатием. И лишь 16 июля христианами (а скорее всего духовенством) было принято окончательное решение в виде «Постановления крымских христиан». Однако христиане, не надеясь на выполнение своих условий, попросили для верности дела подготовить за подписью императрицы указ, подтверждающий выполнение этих условий. Но они получили лишь заверения Румянцева и Потемкина. Сопротив­ление христиан к выходу из Крыма росло. Особенно сильное проти­водействие переселению со стороны христиан было в начале авгус­та. Как выразился Суворов в письме начальнику канцелярии Потемкина П. И. Турчанинову, христиане стали кричать «караул»! В этот период в работу опять усиленно включилось духовенство. Од­новременно российская сторона была вынуждена в августе 1778 г. подготовить проект Жалованной грамоты. Обещалось ее скорое вручение. Но этого не произошло, видимо, из-за неопределенности с местом поселения христиан.

Следовательно, утверждение Гавриила [3] и некоторых других авторов, что греки без сожаления оставили Крым, мягко говоря, не соответствует истине. В то же время не следует забывать, что боль­шинство христиан переселялись все-таки добровольно, хотя для многих переселение проходило принудительными мерами.

Каковы же были истинные причины переселения христиан из Крыма?

  • 15 сентября 2010, 16:09

С целью укрепления своих южных границ Россия, воспользо­вавшись очередным нарушением Турцией условий Кючук-Кайнард-жийского мирного договора, 23 ноября 1776 г. ввела в Перекоп свои войска, выведенные из Крыма в соответствии с этим договором. Она привела к власти придерживающегося русской ориентации Шагин-Гирей-хана, признанного 30 марта 1777 г. татарскими мурза­ми новым ханом Крыма. И тогда же Крымское правительство обра­тилось к России с просьбой об оставлении в Крыму русских войск. Но уже 2 октября 1777 г. из-за российской ориентации хана и его прогрессивных реформ (формирование регулярной армии, расши­рение прав христиан и др.) против хана вспыхнуло восстание. Акти­визировались действия Турции по возвращению утраченных по Кю-чук-Кайнарджийскому миру позиций. Возникла сложная обстановка вокруг Крыма. Поэтому 24 ноября в Южной России П. А. Румянцев предложил императрице обширный план закрепления Крыма за Россией2[2РГВИА, ф.ВУА, Д.186.Л.10-14.]. С целью экономического ослабления ханства и его эконо­мического подчинения России возникла необходимость вывода христиан из Крыма. Следовательно, лишение крымского ханства ос­новных трудовых ресурсов - христиан - основная причина вывода греков, армян из Крыма. На эту основную причину переселения впервые указал Ф. А. Хартахай [6-8], изучивший документы из ар­хива Румянцева. И никак идея переселения не связана с Прозо­ровским, как это утверждают авторы работ [20; 44]. Немаловажную роль, конечно, сыграло и желание России добавить к потоку засе­ляющих южные губернии России иностранцев сразу такое большое количество иностранных переселенцев, как крымские христиане.

Как можно стать членом греческого общества?

  • 13 сентября 2010, 11:47

Если Вы хотите стать членом греческого общества, Вам необходимо:

  1. Прийти в офис греческой общины по адресу: г. Мариуполь, пр-т Строителей, 127, греческий культурный центр "Меотида" (будние дни, с 13.00 до 18.00). 
  2. Написать заявление о вступлении в общество и заполнить анкету о себе. При себе иметь паспорт, документ, подтверждающий греческое происхождение, 2 фото.
  3. Необходимо заплатить членские взносы в размере: вступительный — 5 грн, а также ежемесячный  для работающих — 3 грн.,  для пенсионеров и  студентов — 2 грн., для инвалидов и учащихся - 1 грн.  
  4. Ознакомиться с Уставом организации, активно участвовать в жизни греческой общины.

Кто может вступить в греческое общество в Мариуполе?

  • 10 сентября 2010, 23:57

Согласно Устава Мариупольского общества греков: "Членами Товариства можуть бути громадяни України грецького походження та члени їх родин, інші громадяни, що досягли 14-річного віку, які признають цей Статут та беруть активну участь у роботі Товариства. В Товариство можуть входити колективні члени у вигляді: об'єднань громадян культурно-просвітницького напрямку (філологічні, етнографічні, народної творчості, художників, вчителів, вчених і т.п.), громадських організацій (жіночих, ветеранів війни, різних спілок і т.п.), молодіжних організацій, клубів, об'єднань громадян в трудових колективах та ін."