Новости

Историко – краеведческая и миссионерская поездка в поселок Сартана

  • 18 июня 2013, 15:08

5 июня 2013 года в рамках проекта "Благодарные потомки", победителя Московского Международного грантового конкурса "Православная инициатива", на средства полученого гранта состоялась историко – краеведческая и миссионерская автобусная поездка в поселок Сартана. В 8 часов к Свято - Троицкому храму был подан большой комфортабельный автобус на 50 человек и его дружно заполнили учащиеся воскресной школы Свято – Троицкого храма и вокального коллектива "Серебряный колокольчик" (руководители Кальченко Н.Б. и Шандрова Е.Е.). Вместе с детьми поехали некоторые родители и преподаватели воскресной школы. Первую остановку сделали в центре города около строящегося Свято –Покровского собора. Там к присутствующим присоединилась ещё одна группа экскурсантов и научный сотрудник краеведческого музея, ставший экскурсоводом по исторической части города.
В течение 45 минут Горе А.В. провёл интересную и познавательную экскурсию "По стопам Игнатия Мариупольского". Далее автобус поехал на Левый берег, где группа пополнилась учащимися и преподавателями ОШ № 48, которые под руководством Брит С.А. и Брит И.Н. подготовили миссионерскую тематическую программу о Святителе Игнатии Мариупольском и о городе Мариуполе, который он основал.
В 10 часов приехали в Сартану. Там экскурсантов уже ждали в музыкальной школе №4, располагающейся в красивом, двухэтажном здании, со множеством классов, где ребята из Сартаны и близлежащих сёл могут заниматься музыкой, пением и рисованием. Есть там и концертный зал на 65 -70 человек, который к нашему приезду был полностью заполнен детьми из поселковой общеобразовательной школы. Наша поездка в Сартану была не только познавательно - развлекательная. Мы привезли тематическую программу, посвящённую 235-летию
г. Мариуполя и его основателю митрополиту Игнатию Мариупольскому. Ведущая Павленко Е. В. представила гостей и рассказала о цели мероприятия. Концертную часть открыли регенты хоров: матушка Попова О.В., Шандрова Е.Е., Кальченко Н.Б, Клёнова Н. Они исполнили красивые церковные песнопения: «В память вечную будет праведник», «Под Твою милость…» и др. Второй блок выступления: литературно - музыкальная композиция «Мариуполь - мой город родной», подготовленная миссионерской группой учащихся Ош№48. Третью часть программы представили учащиеся музыкальной школы №4, порадовав слушателей игрой на баяне и аккордеоне и вокальным исполнением на греческом языке.
В заключительной части концерта выступил вокальный ансамбль "Серебряный колокольчик", лауреат Севастопольского пасхального фестиваля. Они исполнили песни «Пасхальная», 
«Я хочу быть похожим на ветер», «Бьют часы на старой башне».
В завершение мероприятия было предоставлено слово руководителю проекта "Благодарные потомки" Дели Т.Ю. Она сказала: «Замечательно, что сегодня получилось большое совместное мероприятие, в котором участвовали представители разных организаций: музыкальных и художественных школ г. Мариуполя и пос Сартана, воскресных школ Свято- Троицкого и Свято – Михайловского храмов, общеобразовательных школ:      № 24 ,48,52,8,36, 67 и др." Потом Татьяна Юрьевна пригласила на сцену членов историко – краеведческого факультатива по подготовке волонтёров - экскурсоводов, обучающихся в мариупольском краеведческом музее и вручила им информационно – справочные материалы, накануне распечатанные в типографии на средства Московского гранта: комплект из 13 фотографий дореволюционного Мариуполя и 2 брошюры: «История мариупольских православных храмов» и «Игнатий мариупольский – митрополит и предводитель». 
Кроме сценической части на совместном мероприятии была представлена выставка по изобразительному искусству на тему: "Игнатий Мариупольский - земной и небесный". Авторы выставочных работ: дети пгт Сартаны, которые стали финалистами и призёрами одноимённого регионального конкурса.

В 11 часов, попрощавшись с гостеприимными хозяевами , все поспешили в местный историко - этнографический музей. Приятным удивлением было застать в музее его основателя – Ивана Папуша. Он с радостью согласился с нами сфотографироваться и немного рассказал о музее. Далеее нынешний директор музея, перемежая свой рассказ пением и чтением стихов на греческом языке, очень интересно рассказывала об истории посёлка Сартаны и основании города Мариуполя, о греческих обычаях и праздниках. После посещения музея осталось множество положительных эмоций. (К слову сказать: экскурсии в Мариуполе и Сартане также были оплачены из средств Московского гранта). После музея желающие угостились вкусными сартанскими чебуреками и на автобусе направились в местный зоопарк. В зоопарке от общения с животными детским восторгам не было границ. Если бы была возможность, то мы бы долго оставались в Сартане, но, к сожалению, время было ограничено: нас ждал автобус, чтобы возвращаться в Мариуполь. Историко–краеведческая и миссионерская поездка в поселок Сартана надолго запомнится всем участникам.  
Такие мероприятия помогают узнать историю родных мест, воспитывают любовь к своему краю и стремление к сохранению православных христианских ценностей.

По впечатлениям поездки в Сартану

С детских голосов о Сартане :
1. Слыхали?!
- Слыхали? Едем!
- А куда?

- Да в Сартану ж! Там и музей, и зоопарк…

- Зверушек мучают?!

- Мы их покормим…

- Посмотри, какие тучи…

- А посмотри, какой автобус!

- Будто космический корабль…

- А мы споем в музшколе «Херувимскую». Недаром наш ансамбль зовётся: «Колокольчик».

- А я – Суворов в постановке…

- А я – митрополит Игнатий…

- Дети, быстрее на посадку!

- Смешно, нас приглашают как рассаду на её грядку…

- Ха-ха, «рассада», можно я с тобою рядом сяду?

- Помолимся перед поездкой. Какой молитвой?

- «Царю Небесный»…

А после ливень очищал летящий в дождь «корабль», что в непогоду защищал 50 радостных щебечущих детей.

Потом был трепет сцены. Баян, аккордеон, рояль и скрипка, и дети пели…

Трехлетний малышок удрал от своей мамы под сцену прямо. Он оборачивался к залу с восторгом глядя: «смотрите, вон какие кнопочки баяна! А как танцуют пальчики на них!» И он зааплодировал малюсенькими ручками, у сцены стоя, да так, что улыбнулся семиклассник баянист!

А после получения подарков: книг о святом Игнатии, рисунков городских утраченных церквей и сладостей для маленьких – всех ждал этнографический музей.

А в нем гружёная телега отпустила коня пастись на травку…

А в другой нише чья-то бабуля села за прялку, и к печи ближе младенец рыжий лежит в колыбе.

А во-о-он, будто под небом настоящим, а не рисованным, летит косяк птиц перелётных…

Их лёт нескованный зовет сердца: здесь хорошо, совсем не холодно…

- А глянь, какой красивый длинный шарф на тете, что у ткацкого станка…

- А ты заметил, он будто из станка через века лёг ей на плечи…

- И вот-вот взлетит…

- А у колодца мальчик из ведра пытается попить…

- Похож на нашего: такой же кучерявенький блондин..

- Ребята, тише! Мы мешаем говорить экскурсоводу.

- Да-да, мы тихо…

- Не тихо, а совсем молчим, расскажете потом ребятам в школе…

- Мы в сочинении всё-всё изобразим…

Потом сквозь дождь доехали к зверушкам. Там были улицы четвероногих, просящих, блеющих, ревущих, хищно-молчащих и беспечных, остророгих, а также блеющих баранов и птиц павлинов, живущих рядом…

Одни просили есть, другие есть устали. Мы хлеб насущный каждому нехищному с руки давали.

Медведи нам рычали: «мяса дай!», а дяди мясо палками толкали. И мишки кланялись, как будто понимали, что надо их благодарить. А обезьянки бананы, будто люди раскрывали… И чуть поодаль мороженное дети уплетали. Глядя на них, звери «плечами пожимали», наверно думали: «ну, как такое можно есть?!»

Автобусу уж надоело спать в дождевой луже. Он начал зазывать: «давайте ехать лучше! Смотрите, небо почернело, на солнце наползает туча…»

- А вы заметили – в автобусе спросила воспитатель – как ловко дождь лавировал, чтоб нас не поливать? Он лил, как из ведра, когда над нами была крыша. Что он сказал нам этим?

- Что Бог нас любит!

- Поистине, вы - удивительные дети своих отцов – вели достойно и держались молодцом! Запомним навсегда сегодняшнее чудо. Запишем, зарисуем и расскажем людям. А главное – Игнатию Святому помолитесь и поблагодарите, что он заботился о наших предках, чтоб православными и мы родились, и в этот день, чтоб, не дай Бог, не простудились. Запомните и верьте в покровителя нашей земли, нашего города и душ. Вот и приехали. Родители вас ждут, принесли зонтики, но отключило Небо небесный душ.

Через неделю в Старый Крым! Готовьтесь! Там дети уж давно нас ждут! Ну, а сейчас у нас, здесь, в Свято-Троицкой столовой столы накрыты…

- Привет, мамуля…нет, я не промок…дождь нас никак догнать не смог! Я дома расскажу, что нам экскурсовод сказал, когда мы ехали…

 2. Рассказ экскурсовода по городу Марии - Мариуполю.

 Два века спрятались в архивное былое, оставив переходы за спиною из Крыма горного да в нашу степь прогорклую.

Степь превращается в поля, сады, дома, заводы, по морю пароходы не плывут, а ходят. А, если за окном жара или морозы, саманная стена домов спасала - без вопросов! И греческое ласковое пение над колыбелью ли, иль над веретеном – под свечкой или коганцом с тех давних лет нам завещали звук и свет.

Стучали молотки, пилы звенели, металлы плавились и пели – жизнь кипела…

Всем миром церкви поднимали, крестами в Небо упирали. Так жили, даже, если умирали. Время листало православный календарь, как Божий Дар: за Рождеством Крещение, Великий пост и Воскресенье.

И воскресало Православие переселённого народа у моря с единственным на свете именем: «Азов», неся свой «зов» тем, кто искал, куда направить «воз» своего переселения. Как вешний снег спадает с гор, решил свои устои жизни поменять народ, уйдя от чуждой речи, не своей религии во имя своего – в объятье Распятого Христа под пенье херувимское.

Всегда надёжно рядом был митрополит Игнатий. Он всё продумывал на сотни лет вперёд. И вот пришел и наш черёд явить ему благодарение. Мы едем с вами в Сартану, где сберегают старину, которая пронзает душу и радостно смотреть и слушать. Земля напитывалась радостью и болью, когда по ней катились революции и войны. Не убиенным оставалось православие. Конь революции валился с ног в голодных зверствах продразвёрсток. «Мы - не рабы, рабы - не мы… А рабство Божие – за что же?! Мы ж – не рабы…». Так снова мы впадали в тьмы не чуждой веры – атеизма, который пустым вагоном прицепным входил в состав тяжелый коммунизма.

А 200 лет тому назад поселок начинался с церкви, и радиально разбегались улиц мощеные лучи «по белу свету», а перезвоны с колоколен звали к службе:

« В церковь, в церковь, в церковь…»

Но – революция. Но –атеизм. Но – разрушение храмов…

 * * *
С тридцатых лет двадцатого столетия пришел в сознание подобный диалог:

- Зачем взрывать такую красоту?!

- Здесь будут наши школы, а не ваше мракобесие…

И пять школ городка восприняли дарованные взрывом номера: 35, 36, 37…

- А где от первой до тридцать пятой?

- Потом построим… не всё сразу ведь, помилуйте, ребята…

- Глянь-глянь, священников ведёт конвой куда-то.

- Попались, голуби? Ну-ну, поддайте жару им, солдаты…

 Война! Ух, немец прёт!

А батюшка в темнице шепчет…за народ, воскидывает к небу руки, будто крылья птица. Все в камере, потупившись, молчат…

«Но вот,- вздыхает молодой экскурсовод – скрежет двери:

- На выход…черная ворона…предатель немцу наш секрет не донесет…сегодня же – в расход!

Висок пружинит пред Успением, перед началом вечной жизни.

И…чей-то шепот: «додержись же…»

 Потом немец бежит, гонит народ, как буфер – заслон прорвать, а город продолжает вверх взлетать: заводы, пароходы, церковь с мощами нетленного Игнатия Мариупольского.

Но кто это в дыму? Мальчишка лет тринадцати…да это ж Васька слободской, Мултых, ты знаешь…что-то прячет…во, дает! Бежим, а то край крыши вот-вот упадет…

-Васька! Беги! Убьёт!

Он спас и прятал много лет опасный свой секрет – мощей остатки нашего святого. Нынче любой может

прийти и поклониться, и приложиться к святым мощам Игнатия Мариупольского в Свято-Никольскомдействующем соборе. Он наш святой помощник скорый.

 3. А ещё…

   А ещё сквозь недовольное рычание автобусного мотора до автора долетели «философии» двух сзади сидящих мамочек, сопровождавших собственных детей. Может, они «сектанточки», а, может, не из собственных идей шла речь о «ручейках» «отжившего» христианства, вернее о расколах, а ещё «верней»: о ненужности переселенья с Крыма! «Ведь обеднели… ведь многие погибли, чтобы пустые земли сделать «буфером» империи…»Вот это да! Они, не православные, а лишь в младенчестве крещённые…они ведь знают всё и верят «всем»!

Не пережившие ни близкой, ни далекой боли, судят-рядят веков порывы и им «плевать» на чьи-то там «сердечные нарывы». Вот так чертополох-красавец в цветнике, «высасывая» из-под роз живительную благодать, мне ни за что-про-что он сердце уколов, как будто вызвал из неволи мою решимость: «ну, хватит, к бою!..». Но громко «воевал» мотор от спуска на подъём в степном, открытом всем ветрам, просторе! Он шел в подъём, подсказывая мне, что: «вот он признак – общий наш подъём, а остальное всё потом, потом…».

Пришло это «потом» - я села за компьютер. Простите, господа, воюющие с Православием, с его апологетами одним непонятым, присвоенным обрывком Христовой фразы: «…подставь другую щёку…». Мы не подставим, но напомним, что вера во Христа превыше всех мирских властей, политик, стран, идей… Он сам от этого через свой Крест ушел, любя, увещевая подвигом Сошествия и Воскресенья неразумных нас. А все расколы – дела гордых и амбитных – в науку нам о том, что «гордость – матерь всех страстей».

А я скажу: родной митрополите Игнатие, благодарю тебя за искорку сознания ниспосланную мне сквозь рода ручеек в мой светлый день, приведший меня в Церковь… И оппоненты, приходите, ощутите сквозь боли-радости раскаянья и радость боли возрождения своё земное назначение: найти свой путь не к «покоренью» гор, а в горний свой подъем, чтоб рода вашего река стала б хрустально-полноводной на все века. И пусть восторгом загорается щека, не познавая кулака!

 * * *

 …Девочка пела в церковном хоре…

А. Блок

 Девочка пела. Ей вторил хор… А прихожане дыханье сжали. Свечки в чьих-то слезах трепетали. Ангелы стихли у сонма икон… Девочка пела о всех и за вся…

…Младенец прижался к бабушке: «Ба-а, ну почему не девочка я?!»

- Тише, Игнатий!

Мешать негоже…

Святой Игнатий

слушает тоже…

 * * *

 Митрополитовы дело и слово

Были восприняты, стали основой той автономии, что духу опора, духу общины, прадедов наших, нам передавшим, чтоб мы передали в дальнее «дальше» волны любви нас покрывших и спасших. И возрождение наше предвечное пусть продлевается на бесконечность нашей любовью – Христовою кровью.

Бурмака Т.К., 5.06.2013
после экскурсии в Сартану