Новости

ИСТОРИЯ МАРИУПОЛЬСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

  • 05 июля 2013, 20:11

В рамках Мариупольского  проекта 

«Благодарные  потомки» победителя Московского международного грантового конкурса

«Православная инициатива – 2012 год»

 

ИСТОРИЯ МАРИУПОЛЬСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

 

По материалам издания

«Мариуполь православный. –

Мариуполь, 2011»

             

 

Мариуполь – 2013

Храмы, которые были построены и освящены Игнатием Мариупольским


                        Храм Святой Екатерины
 

        

            Храм Рождества  Пресвятой Богородицы

 

ИСТОРИЯ МАРИУПОЛЬСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ
(по материалам  издания «Мариуполь православный» / Р.П. Божко, Л.С. Якушенко, протоиерей Гавриил Агабеков, протоиерей Александр Новиков. – Мариуполь, 2011.)

Издание осуществлено в рамках

Мариупольского  городского проекта «Благодарные потомки», победителя Московского международного грантового конкурса

«Православная инициатива – 2012 год»

руководитель  проекта Дели

 

Мариуполь 2013

86.372(4Укр-2Мариуполь)

     ИСТОРИЯ МАРИУПОЛЬСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ   (по материалам издания «Мариуполь православный» / Р. П. Божко, Л. С. Якушенко, прот. Гавриил Агабеков, прот. Александр Новиков. – Мариуполь, 2011) / сост. Р. П. Божко, верстка Л. А. Ачко. – Мариуполь, 2013. – 24 с.

Составитель Р. П. Божко

 

Прошлое Мариуполя многопланово и своеобразно. Одним из его разделов является история православной церкви конца XVIII – первой половины XX вв. Она нашла отражение во многих исследованиях.

В предлагаемом очерке сделана  попытка обобщения материалов по истории православных храмов Мариуполя. Хронологические рамки работы охватывают время создания, действия и разрушения старинных мариупольских православных церквей.

                     Свято-Николаевская церковь.

Первым храмом на территории города была запорожская Свято-Николаевская церковь. Небольшая, каменная, крытая камышом, она находилась в пределах укрепления Кальмиус. Долгое время традиционно считалось, что строение казаки возвели в древности, а в 1754 году восстановили обветшавшее здание.

Но некоторые документы архива Коша Новой Запорожской Сечи дают основания утверждать, что церковь  была заложена именно в этом году, а не ранее. Из них следует, что митрополит Киевский Тимофей (Щербацкий) в феврале 1754 года приказал: «…в Кальмиусе походную во имя святителя Христова Николая церковь строить по примеру армейских полковых походных церквей… Пока же оная церковь совершенно состроится… дабы в оном Кальмиусе без преподаяния находящиеся казаки треб христианских и без слушания церковного пения не были, имеющуюся в Сечи Запорожской походную старую церковь в оной Кальмиус перевезти и место освятив, расставить…».

Развитие темы находится в рапорте кальмиусского полковника Андрея Порохни кошевому атаману от 16 мая 1754 года, в котором полковник жалуется на отсутствие в Кальмиусской паланке леса и просит направить в Кальмиус древесину из Самарской паланки на изготовление престола, дверей и ограды для церкви. Упоминается о пребывании в Кальмиусской паланке иеромонаха Симона, который 10 мая бежал, «своровавши» некоторые вещи. В рапорте также сообщается, что писарь Данило Маленовский с казаками уже посланы за антиминсом и образами. Это даёт возможность предположить, что 1754 год и является временем создания запорожского храма.

Перед началом русско-турецкой войны 1768–1774 годов церковь из Кальмиуса перенесли в Самарский монастырь (ныне близ г. Новомосковска), позже – в слободу Каменку. Когда опасность миновала, а в устье реки снова появились запорожцы, старая церковь ожила – в ней устроили часовню, при которой служил иеромонах Киевского Межигорского монастыря.

После окончания войны и подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора в 1774 году территорию, на которой расположен сегодня город Мариуполь, в числе других земель официально присоединили к Российской империи.

По просьбе жителей В.А. Чертков – губернатор образованной в 1775 году на левобережье Днепра Азовской губернии – ходатайствовал о возвращении Свято-Николаевской церкви на место её первоначального пребывания. По его замыслу именно в устье реки Кальмиус должен был расположиться город Павловск – центр Павловской провинции новой губернии. Церковь же была той притягательной силой, которая объединяла разрозненных немногочисленных поселенцев края, в основном занимающихся рыбной ловлей на побережье Азовского моря. Известно, что в 1777 году в Свято-Николаевской церкви служил священник Иоанн Филиппов.

После основания города Павловска в 1778 году некоторое время Свято-Николаевский храм был соборной церковью. 3 декабря 1779 года в него перевели из Александровской крепости протоиерея Романа Кошевского.

В этом храме совершал службу и  митрополит Игнатий после поселения  в городе греков – выходцев из Крыма. Но это вызвало недовольство бывших прихожан. Последовала жалоба в Павлоградское духовное правление, в результате чего грекам предложили выкупить церковные принадлежности. Но они отказались, поскольку привезли из Крыма 14 иконостасов и утварь своих церквей. Тогда по просьбе В.А. Черткова антиминс, ризы, книги, иконостас и иконы бывшей запорожской церкви 11 декабря 1780 года были переданы в «новоназначенное для г. Павловска место», туда же, куда перешли все бывшие жители города.

   
     Свято-Харлампиевская соборная церковь

После прихода в Северное Приазовье  крымских греков-христиан во главе  с митрополитом Игнатием (Гозадиновым) главным храмом Мариуполя стала  Свято-Харлампиевская соборная церковь. Она была освящена 22 апреля 1782 года. Располагалась эта каменная церковь в начале главной улицы города (ныне перед зданием бывшего ДОСААФ между пр. Ленина и ул. Георгиевской).

16 (27) февраля 1786 года после 14-дневной болезни скончался митрополит Игнатий. Владыка был погребен в этой церкви по греческому обычаю в сидячем положении справа от входа. Над гробницей установили кувуклию. Позже её сняли, а на месте захоронения установили икону святого великомученика Георгия в серебряном окладе.

Церкви во имя святого Харлампия в Крыму не было. По преданию, греки дали обет построить храм, посвящённый этому святому, к которому они обращались за помощью во время повальных болезней при переселении.

Трёхглавая, с колокольней, она  была замечательна тем, что в ней  имелось много церковной утвари, вывезенной греками из Крыма. Здесь долгие годы сохранялись престол, освящённый митрополитом Игнатием, «частицы мощей св. Пантелеимона в особом ковчеге; из облачений митрополита – его митра из красного сукна, омофор, епитрахиль, палица и подризник; архиерейские рипиды и крест…».

В этой церкви находилась одна из чудотворных  икон, привезенных греками из Крыма  – образ святого великомученика Георгия. Это икона сохранилась  до наших дней. Она представляет собой деревянный рельеф, покрытый мастикой и полихромной росписью. Композиционноразделена на три вертикальные части. В центре помещена ростовая фигура юного Георгия-воина в доспехах, по бокам – житийные сцены.

Первым настоятелем Свято-Харлампиевской церкви был сподвижник митрополита  священник Трифилий Карацоглу. После  смерти преосвященного Игнатия архиепископом Никифором протоиерей Трифилий был временно назначен благочинным над греческими церквями.

Здание церкви, построенное наспех в первые годы жизни греков на новом  необустроенном месте, вскоре перестало  соответствовать нуждам развивающегося города. Поэтому уже планом города 1811 года было предусмотрено место в пределах бывшего укрепления запорожских казаков для возведения нового храма. На деле оказалось, что территория эта была изрыта во время сооружения пороховых погребов и не подходила для возведения капитального здания. В связи с этим, таганрогский архитектор П.И. Македонский предложил новое строение расположить немного выше по центральной улице (ныне место занимаемое зданием бывшего ДОСААФ на пр. Ленина), рядом со старой Свято-Харлампиевской церковью. 24 мая 1827 года император Николай I утвердил предложенное местоположение храма.

                 
10 мая 1831 года состоялась закладка собора. Работы по сооружению здания велись «благоговейным иждивением прихожан» по 1845 год. При настоятеле священнике Гаврииле Моторном Свято-Харлампиевский собор был освящён, после чего в него были перенесены многие святыни мариупольских греков.

Новый храм был трёхпрестольный: главный  престол – во имя священномученика Харлампия, правый – в честь великомученика Георгия, левый – во имя святителя Николая.

В 1891–1892 годах здание собора увеличили за счет постройки новой колокольни, после чего оно могло вместить до пяти тысяч человек. На колокольне находились самый большой – пятитонный – колокол Мариуполя и часы. Прекрасное здание храма сначала венчали сферические купола, позже – в виде луковок.

В Свято-Харлампиевском соборе находились многие крымские святыни и утварь, перенесённые из старой церкви: Евангелия издания 1671 и 1740 годов, кадило 1714 года, крест с частицей Животворящего Креста Господня 1767 года, плащаница, большой патриарший крест, другие реликвии. Здесь хранились кресло митрополита Игнатия, в специальном ковчеге – жалованные грамоты Екатерины II и Александра I.

В храме слева от северных дверей находилась икона святого великомученика Георгия. В 1891 году Русская Православная Церковь праздновала тысячелетие явления чудотворного образа. По ходатайству преосвященного Мартиниана, древнюю святыню в это время перевезли из Мариуполя в Крым, где её достойно чествовали.

 

Церковь во имя Рождества  Пресвятой Богородицы.

Жители квартала Карасу-Базар, в  котором поселились выходцы из одноименного города в Крыму, привезли с собой  походную церковь. Это дало возможность  быстро построить и освятить церковь  во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Она располагалась в районе пересечения современной улицы Артема и бульвара Шевченко. В народе она называлась Карасевской. Изначально это было каменное здание, крытое камышом. Позже, изменив верхнюю часть, прихожане возвели деревянный купол. Вновь была перестроена в 90-х годах XIX в. Её планировка сохранилась, по-прежнему использовался престол, освящённый митрополитом Игнатием. Изменилась лишь конфигурация верхней деревянной части и купола.

Церковь была ограждена забором. Вокруг неё раскинулась площадь, названная в честь особочтимой церковной иконы – Косьмо-Дамиановской.

В церкви Рождества Богородицы находились многие церковные святыни. Особочтимой  древней иконой этой церкви являлся  чудотворный образ святых Косьмы и Дамиана. Небольшая по размерам, всего 35×27 см, в благодарность от исцелившихся увешанная множеством драгоценных украшений, она помещалась в деревянном киоте в правой стороне церкви. В этой же церкви чтилась чудотворная икона святой великомученицы Параскевы, к которой жители города обращались за помощью во время эпидемии холеры. Особое внимание вызывали также древние иконы святителя Спиридона Тримифунтского, святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, святого мученика Трифона.

К числу древней церковной утвари этой церкви относились крест и архиерейские рипиды, а также плащаница 1717 года, вышитая шёлком на бордово-красном бархате. Этот предмет почитания, а по уровню и тонкости исполнения произведение прикладного искусства, хранится сегодня в фондах Донецкого областного краеведческого музея.

В церкви Рождества Богородицы в 1841 году был крещён, а 23 июля 1875 года венчался уроженец Мариуполя, выдающийся художник-пейзажист Архип Иванович Куинджи.

     
       Церковь во имя Успения 
Пресвятой Богородицы

        

Для бывших жителей Маирума, предместья Бахчисарая, которые в Мариуполе основали квартал Марьинск, митрополит Игнатий заложил небольшую деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, известную также под именем Марьинской. Она быстро обветшала, поэтому в 1789 году епископом Дорофеем было освящено место для нового здания, построен фундамент. По разным причинам строительство остановилось. 21 сентября 1794 года прихожане этой церкви, собрав 2920 р. 40 коп., обратились к преосвященному Иову с просьбой продолжить начатое дело, на что получили положительный ответ.

Строительство велось десять лет. Пятикупольная церковь  крестообразной планировки была возведена  из нетёсаного известняка и дерева. Стены её оштукатурили и побелили. Богослужение здесь началось в 1804 году.

Здания  обеих церквей и бывшей, заложенной митрополитом, и новой каменной располагались на одной площадке по линии современной улицы Артема в районе автовокзала.

В очередной  раз храм был перестроен в конце  XIX в. Кирпичное фундаментальное здание с колокольней было оформлено в готическом стиле: пять глав шатровой конструкции венчались небольшими куполами. 26 мая 1888 года церковь была освящена епископом Екатеринославским и Таганрогским Серапионом. Возвели её на средства, собранные в виде пожертвований образу Божьей Матери Одигитрии.

Икона Божьей Матери Одигитрии, вывезенная из Успенской церкви близ Бахчисарая в  Крыму, была помещена в церкви сразу после ее освящения. Она была древней и ветхой: «дерево изъедено шашлями, на дереве холст, а на нём мастика рельефом, на которой написаны лики». Икона почиталась чудотворной. Даже иноверные татары во время выселения греков просили оставить её в Крыму. На поклонение к ней приезжали не только греки Мариупольского уезда, но и казаки Войска Донского, армяне. Икона была покрыта богатой серебряной ризой с надписью на греческом языке, гласящей, что она пожертвована жителями прихода Маирум 20 апреля 1774 года. Над главой Богоматери находился бриллиантовый крест – дар графини Платовой.

В новом  здании её разместили первоначально  в металлическом киоте под богатым балдахином в левой части иконостаса. В правой находилась копия с иконы. Однако вскоре обнаружилось неудобство, связанное с её расположением. Массивные пилоны, поддерживающие купол, скрывали икону от паломников. Чтобы изменить ситуацию, на переднем левом пилоне перед иконостасом был сделан новый богатый киот. В нём осенью 1897 года и была помещена икона в богатой ризе, шитой жемчугом, бриллиантами и другими драгоценными камнями. Её созданию положила начало супруга генерал-лейтенанта Войска Донского Евдокия Мартынова. Позже монахини продолжали украшать ризу камнями, снятыми с пожертвованных драгоценностей. Старинная же риза была перенесена на копию иконы Божьей Матери Одигитрии.

 Церковь во имя великомученика Феодора Стратилата.

В Кафайском квартале митрополит Игнатий заложил храм во имя великомученика Феодора Стратилата. На плане города 1782 года церковь значилась строящейся. Располагалась она на пересечении современных улиц Греческой и Митрополитской, там, где стоит здание бывшего духовного училища. Церковная утварь её также была привезена из Крыма. Особочтимой здесь была чудотворная икона Иоанна Крестителя, спасённая во время пожара 1785 года, уничтожившего церковь. Развалины этой церкви можно было увидеть ещё в 1830 году.

           Церковь во имя Святой равноапостольной                                                 Марии Магдалины

               

В 1778 году рядом с развалинами казацкого укрепления был основан Павловск. Его строительство началось с закладки православной церкви во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины в предполагаемом центре города (ныне пересечение пр. Ленина и ул. Греческой). Проект церкви разработал В.А. Чертков. Пока возводились её стены, Павловской соборной церковью был Свято-Николаевский храм. Жители Павловска не успели достроить помещение. Не продолжили строительство и пришедшие в 1780 году греки.

Только в 1791 году группа чиновников, находившихся на службе в Мариуполе, обратилась к преосвященному Амвросию с просьбой передать русской общине недостроенную церковь, заложенную еще до прихода греков. Тем более, что к ней уже был определён иеромонах Михей. Вопрос решился положительно и 4 июня 1791 года Таганрогский протоиерей Стефан Разорецкий освятил храм во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины.

Греческое общество негативно восприняло факт передачи этой церкви русским  и в течение двух лет пыталось её возвратить.

Часть прихода Свято-Марии-Магдалининской церкви составляли бывшие прихожане сгоревшего храма Святого Феодора Стратилата. Сюда же перенесли и уцелевшие от пожара церковные реликвии: икону Иоанна Крестителя, древнее Евангелие и потир. Кроме того церковь славилась резным иконостасом, запрестольной иконой Спасителя казацких времён, старинной вышитой плащаницей.

В 1862 году, когда стала очевидной ветхость здания этой церкви, выше по центральной улице началось строительство нового помещения. В 1874 году была разобрана старая деревянная колокольня. А 1 сентября 1891 года церковь Святой Марии Магдалины была запечатана.



В 1862 году на главной улице Мариуполя с закладки фундамента началось строительство нового здания церкви Святой равноапостольной Марии Магдалины. Строилась церковь очень долго. Возобновилось строительство только через 30 лет. Высокое кирпичное пятикупольное здание располагалось в точке пересечения современных пр. Ленина и ул. Артема. Рядом находилась колокольня. В 1896 году городским садоводом Г.Г. Псалти вокруг церкви был разбит большой красивый сквер.

Церковь освятили в 1897 году. Её главный престол был посвящён святой равноапостольной Марии Магдалине, правый – Покрову Пресвятой Богородицы, левый – святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, чудотворный образ которого был перенесен из старой Марии-Магдалининской церкви. 11 октября 1915 года состоялось поднятие креста на новое здание колокольни.

29 апреля 1893 года на месте снесенного здания старой Свято-Марии-Магдалининской церкви на средства города была заложена часовня в память спасения наследника престола Николая Александровича 29 апреля 1891 года в японском городе Отсу. 6 мая 1895 года её освятили. Часовня была приписана к Свято-Харлампиевскому собору. Ежегодно в день спасения наследника престола на Александровской площади в память тревожного события устраивался крестный ход.

           Кладбищенский храм в честь Всех Святых

         

В 1848 году на средства коллежского регистратора К.М. Калери был сооружён кладбищенский храм в честь Всех Святых. Он находился в центре городского кладбища, открытого в 1832 году, в небольшом каменном здании с деревянным куполом. Однопрестольная, бесприходная церковь, изначально была приписана к Харлампиевскому собору, позже обрела свой причт, состоящий из священника и псаломщика. Богослужения в церкви велись главным образом по субботам. Венчания здесь не производились. В церкви крестили детей, отпевали умерших.

В 1892 году храм был украшен новым иконостасом, созданным на средства купца Ивана Ликаки.

                   Церковь во имя Святой Екатерины

       

В связи с возведением нового здания Свято-Харлампиевского собора был поднят вопрос о перезахоронении митрополита Игнатия, но Святейший Синод не разрешил тревожить прах владыки. Поэтому в 1847 году греки вновь обратились с просьбой разрешить им при сносе здания старой церкви поставить на месте погребения памятник. Святейший Синод внёс предложение вместо памятника построить часовню в честь святителя. Это пожелание не осуществилось. А здание Свято-Харлампиевской церкви в 1848 году запечатали.

В 1849 году Мариуполь посетил сын племянника митрополита Игнатий Иванович Гозадинов, который захотел поклониться могиле своего двоюродного деда. Он увидел опустошённую церковь и могилу святителя в неприглядном виде. В таком состоянии бывшая Свято-Харлампиевская церковь находилась двадцать лет.

В 1868 году здание восстановили и освятили храм во имя Святой великомученицы Екатерины. Тогда на могиле митрополита Игнатия был установлен саркофаг из белого мрамора с надписью. В день столетия со дня кончины митрополита Игнатия в Мариуполе была совершена торжественная панихида, на которой присутствовал Екатеринославский владыка Серапион, все священники, горожане и жители греческих сёл. И в дальнейшем в этот день ежегодно совершались торжественные панихиды собором всего мариупольского духовенства. В честь митрополита Игнатия в городе была также утверждена стипендия при гимназии, его именем названа одна из начальных школ. Улица, на которой жил владыка, получила название Митрополитской.

Свято-Екатерининская церковь сначала не имела своего причта и была приписана  к Харлампиевскому собору. В начале XX в. был образован греческий приход, состоявший в 1913 году из 180 мужчин и 186 женщин.

             Церковь Свято-Константино-Еленинская

        

В 1903 году для жителей Слободки по проекту архитектора В.А. Нильсена был заложен храм Святым равноапостольным Константину и Елене. Это было кирпичное здание, венчаемое византийским куполом, с высокой стройной шатровой колокольней. Строилось здание на средства купца К.П. Баранова. Располагалась церковь на месте современной общеобразовательной школы № 37 на ул. Котовского.

Церковь освятили в 1911 году. Её главный престол был посвящён равноапостольным Константину и Елене, северный – преподобной Мелании, южный – Ахтырской (Самарской) иконе Божьей Матери.

Причт церкви состоял из священника, дьякона и псаломщика
                                 
                                  Заводские церкви

         В заводском посёлке Никополь-Мариупольского горного и металлургического  общества в 1901 году был освящён однопрестольный храм в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Он создавался на средства рабочих и администрации предприятия. Кирпичное здание располагалось в центре колонии на месте современного детского комбината № 131 по переулку Доменному, 1-а. Настоятелем церкви состоял священник Иван Петрович Китаев. Службу он сочетал с преподаванием Закона Божьего в двухклассном министерском училище при заводе.

В 1900 году при колонии завода «Русский Провиданс» в комнате на втором этаже министерского училища (пр. Ильича, 56) была открыта домовая церковь во имя Святителя Николая Архиепископа Мир-Ликийских, чудотворца. Она также создавалась на средства рабочих и администрации. Священник Григорий Чернявский занимался вопросами строительства нового здания для церкви. 27 ноября 1915 года его труды по созданию храма были отмечены архипастырским благословением с выдачей свидетельства преосвященного Агапита, епископа Екатеринославского и Мариупольского. Новое церковное здание располагалось на границе между заводами (ныне проезжая часть проспекта Ильича восточнее пересечения с улицей Левченко). При заводском базаре находилась часовня этой церкви.

Изображений Свято-Николаевской и Свято-Петропавловской церквей не сохранилось.

                               Молитвенные дома

       

Для рабочих и служащих Мариупольского торгового порта в наёмном  каменном помещении был устроен Свято-Николаевский молитвенный дом. К нему относились также посёлок Песчанка и хутора в Самариной балке на расстоянии 2-5 вёрст.
ВфондахМариупольскогокраеведческого музея имеется документ, свидетельствующий  о том, что в пригородном посёлке  Новосёловка в 1918 году действовал Свято-Гермогеновский молитвенный дом.

                              Домовые церкви

 В Мариуполе также действовало несколько домовых церквей при гражданских и церковных учебных  заведениях.

24 июня 1881 года при Мариупольском духовном училище, которое располагалось на пересечении улиц Митрополитской и Греческой, в рекреационном зале открыли домовую церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Через десять лет её перенесли в отдельную комнату, причём установили здесь престол из старой Успенской церкви.

Церковь
духовного училища была приписана к Харлампиевскому  собору.

Осенью 1910 года в Мариуполе начало работу Епархиальное женское духовное училище – второе в Екатеринославской губернии. Оно содержалось на средства епархии, предназначалось для обучения девочек из семей духовенства. Здание училища располагалось на Покровской площади (ныне пересечение пр. Металлургов и ул. Итальянской, первый корпус ПГТУ). Для воспитанниц училища устроили домовую церковь во имя Святой великомученицы Варвары.

В 1893 году была освящена домовая церковь во имя Святого Александра Невского при Мариупольской Александровской мужской гимназии, которая тогда находилась в доме Д.А. Хараджаева на улице Екатерининской (ныне пр. Ленина). После возведения специального гимназического здания, домовая церковь была переведена на улицу Георгиевскую (ныне дом № 69).

При Мариупольской Мариинской женской гимназии действовала домовая церковь во имя Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

*   *   *
Завершаяобзор православных церквей  Мариуполя и прилегающих посёлков дореволюционного периода, невозможно не коснуться трагического окончания их общественного служения. Этот вопрос связан со многими социальными факторами истории Российского государства, приведшими к смене власти в 1917 году, изменению государственного строя, воцарению иной идеологии, неотъемлемой частью которой было насаждение атеистических воззрений. Декретом 23 января 1918 года церковь была отделена от государства.

Общественные процессы, происходившие  в Советском Союзе нанесли  невосполнимый ущерб духовной культуре, повлекли массовое уничтожение церковных  зданий, привели к репрессиям священнослужителей. Эти исторические события не обошли стороной и Мариуполь.

26 марта 1930 года в ходе предвыборной кампании Президиум Мариупольского горсовета принял распоряжение № 1173 о прекращении действия собора Святого Харлампия с дальнейшим использованием здания под радиоузел, церкви Святых равноапостольных Константина и Елены, которую передавали клубу железнодорожников, Свято-Марии-Магдалининской церкви, планируемой как Дом ОСОАВИАХИМа и физкультурников, храма Рождества пресвятой Богородицы – как непригодного. Даже такое использование церковных зданий могло спасти их от уничтожения. Но этого не произошло. Во время прокладки трамвайной линии по центральной улице города, которая в то время называлась проспектом Республики, первой снесли часовню. В 1934 году взорвали церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины. В апреле 1937 года взорвали купол Свято-Харлампиевского собора.Процесс крушения был запечатлен на кинопленке местными кинолюбителями. Постепенно разобрали стены. В связи со строительством новых школ в 1936 году были снесены церкви в Марьинске и на Слободке. В эти же годы погибли и остальные церкви.

                      

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы

Информация о проекте «Благодарные потомки»

С 15 февраля 2013 года  в Мариуполе на базе Свято- Троицкого  храма под духовным попечительством  настоятеля храма протоиерея Гавриила Агабекова  стартовал проект «Благодарные потомки», победитель Московского международного грантового конкурса «Православная инициатива». Проект направлен на активизацию в городе историко – краеведческой работы среди жителей Мариуполя, в первую очередь среди подрастающего поколения и  на популяризацию  личности основателя г. Мариуполя Святителя Игнатия Мариупольского. Большинство современных школьников и их родителей не знает, кто такой Игнатий Мариупольский и что он для Мариуполя сделал. В связи с приближающимся юбилеем «300 лет со Дня рождения Святителя Игнатия Мариупольского» (2015 год) в Мариуполе   должно повысится внимание к проблеме незаслуженного забвения основателя города  и активизироваться работа по изучению истории основания родного города. Для этого в рамках проекта «Благодарные потомки» в 2013 году проводятся следующие мероприятия:

1) Городской  историко–краеведческий  конкурс  «Родные истоки» в трёх номинациях: литература, изобразительное искусство,  авторская песня (с 15 февраля  по 15 мая )

2) Создание на  базе мариупольского краеведческого музея факультатива по подготовке волонтёров – экскурсоводов.  Занятия будут проводиться по субботам: 02. 03. 2013; 16. 03. 2013; 20.03; 23.03. 2013 и далее (по договорённости) - в 12.00 час

3) Создание в  городе автобусного экскурсионного  маршрута «По стопам Игнатия Мариупольского» (в первую очередь, для учащихся школ города)

4) Проведение  в городе выставок детского  изобразительного искусства об  Игнатии Мариупольском и других  разнообразных просветительских  мероприятий в школах, библиотеках,  домах культуры и др (Подготовлена передвижная выставка работ по изобразительному искусству «Святитель Игнатий Мариупольский»  в количестве 50 штук. (формат А-2 – пол-ватмана)

5) Цикл  бесед  «Мир жизни в жизни Мира».    В греческом культурном центре «Меотида» преподаватель ПГТУ Бурмака Татьяна Константиновна  будет   проводить беседы «Мир жизни в жизни Мира»    (февраль – май 2013 года по четвергам в 17 00 час.

6) Создание и  тиражирование сборников – альманахов  по итогам конкурсов

7) Проведение  городского мероприятия по чествованию Святителя Игнатия Мариупольского в ДК «Искра», на котором будут подведены итоги литературно – изобразительного конкурса «Родные истоки» и проведено награждение финалистов (октябрь 2013 года).