Новости

Серия постов "Ученики Архипа Куинджи". Михаил Латри

  • 26 июля 2016, 18:23
ЛАТРИ Михаил Пелопидович (31/19/.10.1875, Одесса - 11.02.1942, Париж, Сент-Женевьев-де-Буа) - живописец, художник по керамике, представитель киммерийской школы живописи.
Михаил Латри – старший и любимый внук И.К. Айвазовского, сын его старшей дочери Елены и врача Пелопида Саввича Латри родился в Одессе.
Детство Михаила прошло в Ялте, где стены дома матери были увешаны картинами Айвазовского; посещая же феодосийский дом И. Айвазовского, внуки художника имели возможность наблюдать, как в своей мастерской «дед-чародей с густыми бакенами и с чином действительного тайного советника писал волшебные марины свои, писал с быстротой изумительной».

М. Латри. Бахчисарай
Естественно, что у одаренного мальчика возникло влечение к морю и интерес к искусству. И.К. Айвазовский вовремя заметил дарование внука, его умение передать гармонию тончайших красочных сочетаний, разлитых в природе. 
М. Латри, окончив в 1895 г. Ришельевскую гимназию в Одессе, вместе с И. Айвазовским едет в Петербург и при его содействии поступает в Академию художеств, в пейзажный класс профессора А.И. Куинджи.
У Архипа Ивановича Куинджи был свой, индивидуальный метод воспитания и развития в художнике умения чувствовать натуру. Художник предпочитал обучать своих учеников не обычной изобразительной грамоте, а творчеству, давая им самостоятельные задания. Студенты на основании наблюдений природы и летних этюдов должны были писать картины. Это было совершенно ново, необычно и давало блестящие результаты. На выставках картины его учеников отличались необычностью свето-теневой композиции, мягкостью и лиричностью звучания.
Однако в 1897 г. А.И. Куинджи ушел из академии; Латри прервал обучение в Академии художеств и уехал в Мюнхен, где в течение 2-х лет работал в известных в те годы своим реалистическим методом студиях Я. Холлоши и Ферри-Шмидта, а также много путешествовал по Греции, Турции, Италии.
В 1899 г. М. Латри возобновляет учебу в Академии опять в пейзажном классе, но уже у другого наставника - профессора А.А. Киселева. 
Окончив Академию художеств в 1902 г., получив диплом и звание классного художника за картину “Осенний ветер”, Латри уезжает на родину деда, в Феодосию.
В это же время Латри увлекся идеей организации молодых, прогрессивно мыслящих художников, вышедших из мастерской А.И. Куинджи. Ему удалось привлечь значительную группу художников в так называемое «Новое общество». Но для того, чтобы выдержать борьбу с академической рутиной с одной стороны и модернизмом в лице С. Дягилева - с другой, Латри был слишком молод, неопытен, мягок и простосердечен.
Общество приостановило свою деятельность, и Латри с 1906 г. навсегда поселился в Крыму, в экономии матери Баран - Эли, в 22 км от Феодосии.
Здесь он развил кипучую деятельность: оборудовал сначала живописную мастерскую, занялся организацией сельского хозяйства и только изредка показывался в городе.
Художник очень много работал. К.Ф. Богаевский, с которым Латри связывала многолетняя дружба, сообщал А.А. Рылову: «О Мише Латри ни слуху ни духу, зарылся в своих степях и в город не показывается. Слышал, впрочем, от его знакомых, что он много работает, пишет картины для «Салона». 
Художник использовал разную технику: работал маслом, темперой, акварелью, гуашью. Писал пейзажи, портреты, натюрморты, успешно пробовал свои силы как иллюстратор.
М. Латри. Колоннада у моря.

Живопись М. Латри импрессионистична: он использовал широкий мазок и просветленную палитру для передачи воздушной дымки, реже – легкие раздельные мазки или обводку темным контуром.
В пейзажах Латри - земля Восточного Крыма, его суровость, его архитектурные мотивы и почти всегда - море. Оно присутствует на многих полотнах художника. Море Латри – растрепанное, веселое, в нем пляшут искры солнечного света, блики чисто белые, а на переднем плане видна большая рыбацкая лодка («Рыбачья пристань»). Картина «Свежий ветер», как и некоторые его работы, напоминает живопись французского импрессиониста Альбера Марке.
Особое место в творчестве Латри занимает венецианский цикл. Его привлекла вечная прелесть этого древнего, всегда оживленного, своеобразного города. Ему Латри посвятил картины \"Венеция днем\", \"Венеция вечером\", \"Гондолы в Венеции\". 
Художник участвовал в Весенних выставках в залах Академии художеств (с 1902 г.) и Венского Сецессиона, Нового общества художников (Санкт-Петербург, 1905-1906, 1915 гг.; член-учредитель с 1904 г.), “Мир искусства” (Санкт-Петербург, Москва, Киев, 1912-1913 гг.), “Выставка живописи 1915 г.” (Москва); картины репродуцировались в журналах “Мир искусства” и “Огонек”.
В 1910-е Латри был общественным директором Феодосийской картинной галереи. В это же время он активно участвовал в деятельности Феодосийского Общества любителей художеств.
Наряду с пейзажной живописью Михаил Латри все больше увлекается художественной керамикой, по существу являясь родоначальником этого жанра искусства в Крыму.
Обнаружив в окрестностях имения Баран-Эли керамическую глину высокого качества, Латри построил небольшой завод, собственными руками сложив печь для обжига, и занялся керамикой, изготовляя вазы, кувшины, пепельницы «с зверями, птицами и цветами». 
Художник добивался получения нужных полив для керамических изделий. Он подробно писал о своих планах внедрения керамических изделий в строительство новых зданий. Но эти замыслы так и не были реализованы.
На 1-м салоне В. Издебского - грандиозной международной художественной выставке, проходившей в Одессе в 1909–1910 гг. – Латри выставил 60 керамических работ.
Революция круто изменила жизнь и судьбу М.П. Латри (как и других внуков великого мариниста). В 1920 с первой волной русской эмиграции Латри вместе с женой Ариадной Николаевной Арендт уезжает в Грецию, навсегда покинув Крым. В Афинах он руководит Королевским керамическим заводом \"Керамикос\", одновременно ищет национальные истоки греческого декора, вводит в современные изделия орнамент и рисунки с античных ваз; работает над серией пейзажей Афин, порта Пирей. 
В 1922 г. Латри принимает участие в археологических раскопках, проводимых Французской академией на островах Делос и Миконос. Серия акварелей и рисунков руин и раскопок передают интерес художника к эффектам интенсивного света Средиземноморья. 
В 1924 году смена политической обстановки в Греции заставила Латри переехать в Париж. Здесь он продолжает заниматься керамикой, основав крупную декоративно-художественную мастерскую, в которой работали около 30 соотечественников-россиян, оказавшихся в эмиграции. 
Латри разрабатывал эскизы, по которым создавались прекрасные изделия, эксклюзивные дизайнерские вещи ручной работы - вазы, сервизы, различные мелкие предметы, а также лаковые ширмы, декоративные панно, экраны для каминов, фонтаны, шкатулки для украшений и другие вещи, в оформлении которых использовались элементы русского лубка, греческих и персидских мотивов и орнаментов. Художник отдал должное набирающему силу в конце 1920-х стилю Арт деко.
М. Латри. Отузы.

Латри практически оставил профессиональное занятие живописью, посвящая керамике и декоративному искусству все свое время. Пейзажи Латри мог писать только в летние месяцы, когда уезжал на отдых. Тем более ценны сохранившиеся графические работы и акварели Парижского периода, показанные впервые на его персональной выставке в Реймсе в 1935 году.
Любуясь картиной Михаила Латри этого периода с изображением красивых чугунных кованных ворот в буйном от зелени лесопарке, с привычные любому россиянину берёзками, только из второго названия понимаешь, где находишься: «Пейзаж. Франция» (1930).
В свободные часы Латри писал трактат о пейзажной живописи, который не успел издать. Выставлялся он мало и парижской публике известен не был. В одном из Осенних салонов выставил декоративное панно. 
Умер Михаил Латри в Париже в 1941 (по другим источникам в 1942) году, похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. 
В годы Советской власти существовал негласный запрет на упоминание о судьбе внуков И. Айвазовского и их творчестве. Только в последние годы появилась возможность возвратить эти имена из небытия. К сожалению, очень скудны материалы о них. 
Самая большая коллекция, более 500 живописных, графических и керамических работ М. Латри - хранится в Феодосии, в Национальной картинной галерее им. И. Айвазовского. В 1962 и 1975 гг. здесь состоялись выставки его работ, а в 1970 г. – выставка трех художников, внуков Айвазовского: М. Латри, А. Ганзена и К. Арцеулова.
В 2006 году в Москве в рамках выставки «Парижачье» москвичи могли любоваться акварелями М. Латри из частных коллекций.
По инициативе внучатого племянника художника доктора медицины Генри Сэнфорда в Лондоне в 2007 г. с большим успехом прошла выставка-ретроспектива работ незаслуженно забытого на Родине мастера.
Интересный факт:
Екатерина Николаевна Грамматикова -
из известной в Феодосии фамилии Грамматиковых
(фото 1904 года),
в первом браке состояла за
Михаилом Пелапидовичем Латри,
внуком Айвазовского.